jqtm
Yuklanmoqda...

Каракалпакстан стал Родиной уральских казаков

Минуло почти полтора века, однако, уральские казаки, сосланные с берегов реки Яик в Среднюю Азию, в частности на территорию нынешнего Каракалпакстана, до сих пор сохраняют свою идентичность. Сейчас они проживают на территории Каракалпакстана, в частности, в Нукусе, Ходжейли, Кунграде, Муйнаке, Беруни и Турткуле.

Кто такие уральские казаки?

Уральцы, проживающие в Каракалпакстане, известные как яицкие казаки, старообрядцы и староверы, считают себя уральскими (или яицкими) казаками, хотя в их паспортах и ​​официальных документах их национальность записана как русская.

Кажется, казаки Каракалпакстана сохранили свои религиозные и национальные традиции и обычаи даже лучше, чем их кровные родственники, живущие на берегах реки Яик.

Уральские казаки из Каракалпакстана принадлежат к православной секте христиан-старообрядцев. В настоящее время современные урадльские старообрядцы объединены в единое движение – «Безпоповчина», то есть религиозную секту без священника. Они объединяются в религиозные общины вокруг молельного дома – «Собора». Службы и религиозные церемонии проводит избранный главный священник «Бобо» («Дедушка»). Это консервативная конфессиональная группа православных верующих, закрытая для посторонних (иноверцев). В настоящее время настоятелем староверов в Каракалпакстане является не «Дед», а «Устоз» («наставница») – Ольга Киселева.

78-летняя Елена Гущина, 56 лет работающая учителем истории в школе в Тахиаташе, рассказала, что во времена российских императоров казачество называлось “казачье войско”. Казаки в армии не ели из общего котла, потому что вера не позволяла. У каждого казака отдельная посуда. Они не могут пользоваться мисками друг друга. Также с гигиенической точки зрения солдаты в армии должны сбривать волосы и усы, а эта процедура не соответствует верованиям старообрядцев. Поэтому они отказываются служить в армии.

Как уральские казаки оказались в Приаралье?

Уральские казаки были сосланы на территорию современного Каракалпакстана в последней четверти XIX века (1875 г.). Депортация проводилась в два этапа: в 1875 г. – уральские казаки-старообрядцы, а в 1877 г. – семьи ссыльных. Причиной ссылки стало неповиновение казаков «Положению Уральского казачьего войска о военной службе, государственном и хозяйственном управлении», объявленному императором Царской России, и мятеж этого казачьего войска старообрядцев в 1874 году. В 1874 году император Александр IIобъявляет указ, ухудшающий социально-экономическую жизнь проживающих  на берегу реки Яик (Урал) казаков.

Казакам, привыкшим жить свободно рыбалкой и охотой, было трудно принять новые порядки. Как ни старались, представители императора царской России не смогли склонить казаков к новому порядку. Тогда обвинив их в неподчинении политике, согнали большую часть из них в Сибирь, приговорив к смертной казни, остальных  сослали в Среднюю Азию. Сначала мужчин (в основном стариков) забирают из семей. В 1875 году из города Казоли через Аральское море в Туркестан на кораблях было привезено 667 мужчин (позже 313 женщин, 560 детей).

Была причина забрать стариков. Для уральцев слово стариков считается законом. Старейшины пользовались большим уважением.

Привезенных уральских казаков сначала поселили в слободе Первоначальная, в 19 километрах от Петро-Александровска (ныне Турткуль). Позже их отправили в Чимбой, Шаббаз (ныне Берунийский район), Петро-Александровск, Кунград, Муйнак и Нукус.

Это уже не уральские, аральские казаки. Казаки быстро адаптируются на новом месте и занимаются рыбной ловлей и охотой в дельте Амударьи. Согласно документам, казаки полностью монополизировали рыболовство. Научившись мореплаванию, казаки начали торговать рыбой, мукой, керосином и сахаром от Муйнака до Чарджоу. Они не забывают свою Родину – берега реки Яик. Они всегда хотели вернуться на родину, но хотя позже Александр III объявил амнистию, отменил предыдущий указ и разрешил им вернуться на родину, однако большая часть казаков до сих пор проживает в ПРиаралье. Потому что когда Арал был полон чрезвычайно было развито рыболовство, и казаки полюбили новое место. Они поладили с местным населением и совместно подняли восстание против большевиков в 1919 году под руководством Фильчева. Также действовало Временное правительство (Чимбайская республика) под руководством Фильчева, охватывающее северные районы современного Каракалпакстана.

Уральцы научили местное население управлять промыслом. Хотя каракалпаки издавна занимались рыболовством по рекам и морям, но обработке рыбы (копчению, консервированию) они научились у казаков. Правда и то, что местные жители удивлялись, что в чулане (по-каракалпакски «шолан») можно круглый год хранить замороженную рыбу, когда не было ни холодильника, ни даже электричества.

Среди уральских казаков, проживающих сегодня в Каракалпакстане, немало тех, кто никогда не видел своей исторической родины – берегов реки Урал. «Скучаете ли вы по своей исторической родине?» На наш вопрос Прасковья Степановна сказала: «Наша родина — Арал, берега Амударьи. Потому что мы не видели родины наших предков, берегов реки Урал. Мы родились и выросли на этой земле и останемся здесь”, – ответила она с чувством. Правильно, они уже не Уральские казаки, а Аральские казаки.

Уральские казаки, сосланные в Среднюю Азию

Дома уральцев

Одной из особенностей уральцев являются их жилища. Их традиционные дома построены из глины и покрыты соломой. В населенных пунктах, где живут уральцы до сих пор сохранились двухскатные соломенные дома с соломенной крышей. Главная особенность таких домов – двускатная крыша. Все дома традиционно раскрашены. Дважды в год, весной перед Пасхой и осенью перед Покровом, казаки штукатурят соломенной глиной и красят свои дома . Уральцы называют такие уникальные дома «изба», «мазанка» (узбекское «кулба»), а каракалпаки — «итарка». Таких домов в Муйнаке до недавних лет было много, поскольку большинство уральцев жили на берегу Аральского моря, когда море было живым. В настоящее время один из домов, где жили уральские казаки на Мойноке, превращен в музей «Дом рыбака».

Музей “Дом рыбака” – образец дома уральских казаков в Муйнаке. Внешний вид дома (Фото: Aniq.uz)

Музей “Дом рыбака” – образец дома уральских казаков в Муйнаке. Внутренний вид дома (Фото: Aniq.uz)

Трапеза после молебна перед иконописным уголком

Семья одна, а убеждения разные

По религиозному уставу уральских староверов староверу разрешено жениться только на старовере, однако, в настоящее время такого ограничения для уральских казачьих староверов в Каракалпакстане нет. Например, дочь Прасковьи Степановны, которая с нами разговаривала, замужем за узбеком, и при этом все они живут одной семьей. Поначалу Прасковья Степановна была против замужества дочери с человеком другого вероисповедания и национальности, но не скрывает, что рада видеть, что любящие молодые люди стали сегодня образцовой семьей.

– В нашем доме мы с дочерью совершаем религиозные обряды, а зять молится и совершает мусульманские обряды. Мы не мешаем друг другу, живем счастливой семьей, – говорит Прасковья Степановна.

Есть немало примеров, как молодые люди – уральские казаки-староверы построили счастливые семьи с местными каракалпакскими, узбекскими, казахскими девушками.

Жумагуль Сатекеева: – В 70-х годах прошлого века в Нукусе было много выходцев с Урала. Я тогда работала участковой медсестрой. Уральцы жили отдельными улицами. На улицах «Рыбацкая деревня» и «Новая деревня» жило много уральцев. 70 процентов детсадовцев были детьми староверов. Моя дочь тоже ходила в детский сад и учила с ними русский язык. Возможно, они мигрировали после отступления воды Амударьи, так как едят много рыбы. Наши дети дружили с детьми уральцев. Мы с моей соседкой с Урала по имени Оля участвуем в свадьбах и мероприятиях. Мы поддерживаем друг друга в тяжелые дни. Сейчас уральцев осталось немного. Они живут в домах «итарка». На праздники они носят длинные платья-сарафаны.

Елена Гущина: У нас очень хорошие отношения с соседями. Даже сейчас, в 78 лет, я все еще преподаю историю в школе. Более тридцати коллег моего рабочего коллектива поздравляют меня с нашим праздником – Пасхой. Я самая старшая по возрасту в своем коллективе. Когда проходят мероприятия, директор нашей школы приглашает меня сесть в президиум. Поначалу было запрещено заходить в дома иноверцев. В настоящее время такого барьера нет. Мой отец всегда говорил: будь добра к своим соседям, ходи к ним домой, будь с ними в хорошие и плохие времена. Ведь Иисус Христос также посещал города, села, дома людей, дома людей других религий. Обедал с ними за одним столом. У мусульман есть хорошая традиция: если входишь в их дом, они приносят хлеб. Если в наш дом войдет кто-то, кто нас так уважает, почему бы нам его не уважать. Мой отец обычно говорил: «Ты должна уважать их так же, как они уважают тебя». Наши традиции могут быть разными, но Бог един.

Полный текст статьи доступен по ссылке: ҚОРАҚАЛПОҒИСТОНДАГИ ЎРОЛЛИКЛАР: УЛАР ҚАНДАЙ ҚИЛИБ ЎЗЛИГИНИ САҚЛАБ ҚОЛИШГАН? –