В литературе понятие толерантности трактуется по-разному. В «Оксфордском словаре» оно определяется как «готовность и способность принять человека или вещь без возражений и вмешательства». В Национальной энциклопедии Узбекистана сказано: «Толерантность, толерантность к чужому образу жизни, поведению, привычкам, чувствам, мнениям, идеям и убеждениям – толерантность». Соответственно, его можно интерпретировать как слово со значениями уважения и толерантности.
Толерантность во времена Амира Темура выражается в уважении и толерантности владельца к другим народам и народностям. Под властью Сахибкирана находились двадцать семь стран, и в них проживали народы разных религиозных убеждений. В различных источниках утверждается, что Тимур как представитель ислама не делил людей на группы по признаку их религиозных убеждений, а уважительно относился к их национальным особенностям. По этому поводу в «Тузуклари Тимуре» написано:
«Те из турецко-таджикской, арабо-аджамской категорий, которые пришли в мою даргу и искали убежища… если они из категории сипохи, пусть определяют свои служебные должности и обеспечивают свои нужды по обстоятельствам… Любой из всякого разряда и всякого сословия, по своему желанию. Если он хочет поступить на военную службу, пусть пойдёт в военную службу.
Амир Темур награждал каждого военного или административного деятеля, независимо от того, какую нацию или народ он представлял, с учетом его заслуг перед государством. Вот что сказано в уставе: «Правила назначения эмиров наций, армий и округов» «Позвольте мне поставить оценки двенадцати из сорока аймаков в моем Карамога – барлос, тархан, аргин, жалоир, тулкичи, долдай, магнат, сулдуз, токай, кипчак, арлот, татор, пусть считаются моими особыми слугами. Таким образом армия постоянно пополнялась. «Я также приказал не убивать ни одного сипохи, который попадет в наши руки в качестве пленника с моей стороны. Ему надо дать свободу воли, если нет, пусть отпустят», — говорится в правилах повышения солдата из низшего чина в высший.
В армии Амира Темура служили известные борцы из разных стран. В частности, племена Апарди, проживающие в северо-восточной части Афганистана, роды Арлот, проживающие в Хорасанском районе Афганистана, районах Йеттисув, окрестностях Термеза, макриты, проживающие в окрестностях Отбаши в Монголии, сулдусы, туркмены, Участвовали уйгуры, проживающие в Чагонияне, Хисарской долине и районе Балха на севере Афганистана, Дашти Кипчак и узбекские роды и племена, проживавшие в Золотой Орде и многие народы Средней Азии. Не все из этих этнических групп, служивших в армии, верили в ислам. Среди них было много верующих в древнюю религию тюркских и монгольских народов. Ведь большинство этносов, проживавших в восточной части Чигатойского улуса, верили в этот период в благочестие. В источниках говорится, что часть населения здесь приняла ислам во времена Туглука Тимура. В 1348 году Туглук Темур, один из князей Чигатой, после захвата власти на территории Восточного Чигатойского улуса основал государство Монголия. Восточный Туркестан, Южная Сибирь и Йеттисув находились под контролем созданного им государства. В результате военных походов 1360-1361 годов Туглук Темур также занял Моваруннахр. Согласно «Истории Рашиди» Мирзы Хайдара, Туглук Тимур принял ислам через некоторое время после прихода к власти в Монголии. По данным источника, за один день вместе с ханом в ислам приняли 160 тысяч человек. Однако после Туглука Тимура, во времена его потомков, в регионе жили тюрко-монгольские народы, верившие в Бога. За несколько лет походов Амира Темура в Монголию нельзя сказать, что все племена, попавшие в плен в войне или добровольно присоединившиеся к армии хозяина, исповедовали исламскую религию. Потому что тюрко-монгольские этносы, проживающие в Монголии, на протяжении многих лет продолжали верить в теизм, который был религией их предков, по сравнению с тюрко-монгольскими народами, поселившимися в Мовароуннахре.
Хотя Амир Темур объединил множество народов в одном государстве как яркий представитель ислама, в источниках нет сведений о том, что он силой принуждал кого-либо верить в ислам. В источниках, созданных в XV-XVI веках, отмечается, что Темур был творческим правителем. Также говорят, что он очень ценил ученых ислама и украсил места их захоронения. В частности, Амир Темур, впервые прошедший через Ходженд со своим войском в 1375 году, особое внимание уделяет месту захоронения шейха Муслихиддина. Зимой 1376 года Темур, второй раз проезжавший через Ходженд, чтобы изгнать вторгшиеся войска Камариддина в Фергану, не мог остаться равнодушным к заброшенной могиле шейха. Посетив могилу, Тимур приказал построить для святого новый мавзолей.
В источниках имеется еще один пример, связанный с практическим процессом толерантности суфизма Амира Темура, связанный с его непосредственной жизнедеятельностью: «…чтобы помочь народу, я согласился также служить министром и хранителем сыну Туклука Темура Ильяшодже. Должно быть, именно потому, что я помогал слугам Всемогущего Бога, Всемогущий Бог возвел меня в ранг царской власти. Он признает, что служить Ильяшое на посту министра было сложно, но ему приходилось сохранять баланс и компромисс с гармонией.
В последние годы правления Чингиса религиозное единство, примирение и сотрудничество играли большую роль, чем политические средства объединения народа. Амир Темур, придавая большую силу исламу, делает практической деятельностью примирение с другими религиями, уважение к традициям, обычаям и религиозным деятелям.
Амир Темур построил сильное централизованное государство в результате десятков успешных военных кампаний и своей политики. Он уделял большое внимание развитию страны и культурному развитию. В результате походов Амира Темура в Тебриз, Азербайджан, Хорезм, Золотую Орду, Индию и Румынию он привез из многих стран ученых, ремесленников и других людей и расселил их в городах и селах Моваруннахра. Он создал им условия, чтобы они могли внести свой вклад в развитие страны. Этот процесс продолжили Тимуриды. Например, после того, как Умаршейх Мирза завоевал Кашгар, он привел местное население и знать в Озган и построил для них город под названием Рабати Сарханг. По словам Клавихо, посла Испании, общее число вынужденных переселенцев превысило сто тысяч.
Существуют разные источники информации о том, как Амир Тимур и Тимуриды относились к переселенцам как к своим и создавали для них условия. Особенно покровительством владельцев всегда пользовались учёные, ремесленники, мастера-архитекторы. Об этом Ибн Арабшах писал в своем произведении «Аджаиб уль-макдур фи тарихи Таймур», занимая критическое отношение к освещению жизни мастера, он также отмечал некоторые события, в частности, его отношение к народам, которые были скопировано. Он пишет, что после завоевания Шама в 1401 году он был переселен в Самарканд, где получил столько образования, сколько хотел, а затем путешествовал по другим странам. В частности, он изучал персидский, турецкий и монгольский языки в Самарканде, учился у таких известных учёных, как Сайид Шариф Мухаммад Джурджани (1339-1413) и Шамсуддин Мухаммад аль-Джазари (1350-1449) в медресе Идику Темура.
Можно привести еще много примеров относительно отношения Амира Темура и Тимуридов к другим этносам, переселившимся или проживавшим здесь. Об этом, например, есть важные сведения в письме Гийосиддина Коши из Самарканда своему отцу Кошану.
Гийосиддин Коший, крупный учёный-математик и астрономия XIV-XV веков, ведущий учёный школы Улугбека в Самарканде, был выходцем из Кашана, славившегося своими математиками, врачами и мастерами. Коси переводил труды известных учёных Древней Греции, Ирана и Средней Азии, писал к ним комментарии, а также занимался медицинской наукой. Работы Гийоседдина Коши известны на Ближнем и Среднем Востоке. Последние годы своей жизни он провел в Самарканде и умер около 1429 года. В письме отцу он пишет о большом внимании Улугбека к таким ученым, как он, приезжающим в Самарканд из других стран и осуществляющим научную деятельность.
Также Темур и его потомки вернули потомков народов, переселенных в другие страны из Моваруннахра в монгольский период. В частности, на свои земли вернулись народы, переселенные из Моваруннахра в разные регионы Китая. Таким образом в Самарканд было доставлено более 1200 мусульман. Хайринисо Алан пишет, что, по данным тимуридских источников, число вернувшихся составило около ста тысяч.
На основании вышеизложенного можно сказать, что Амир Темур принял все меры для гармоничного проживания разных народов и народов, проживающих в Моваруннахре, независимо от вероисповедания, происхождения, национальности. Народы и народы не допускали конфликтов между собой. Кто верно служит стране, тот не остается без внимания хозяина.
Севинч Улашева,
Доцент Ташкентского университета прикладных наук, PhD