Опубликована монография «Деструктивные способы воздействия на молодежную аудиторию в сети интернет: Монография» известного общественного деятеля Узбекистана, кандидата социологических наук, научного консультанта и журналиста Центра изучения региональных угроз Саиды Арифхановой.*
Исследования проводились в контексте технологического роста и развития информационной культуры, которые привели к проблемам, связанным с психологическим благополучием человека. Автор уделяет большое внимание проблеме человеческого поведения в киберпространстве и возникновению новых угроз, связанных с дезинформацией, ложными и деструктивными религиозными идеями и информационными кампаниями, фейковым новостям, кибертерроризму, разжиганию межэтнических, территориальных и социально-политических столкновений.
Ключевые цели данного исследования − определить когнитивное восприятие молодежью деструктивного психологического воздействия интернет-СМИ и сформулировать превентивную методологию. Разнообразие методологических подходов варьируется от анализа дискурса намерений, опроса депортированных трудовых мигрантов до содержательного, сравнительного и факторного анализа, интервью с мигрантами и интервью с экспертами.
Используя эмпирический подход, автор выдвигает аргумент о том, что деструктивная информация и пропаганда оказывают прямое негативное влияние на сознание молодых людей, разжигая их интерес к такой информации, индуцируя определенное поведение. В исследовании делается вывод, подтвержденный исследованиями на местах, что деструктивное информационное воздействие способно постепенно и последовательно изменять взгляды, убеждения, отношения молодых людей и формировать определенное поведение.
Автор признает зарождающиеся исследовательские подходы в Узбекистане, нацеленные на эту тему с использованием статистического анализа, исследование демонстрирует ограничения прикладной методологии исследования и таких методов, как опрос и интервью, предлагает возможные направления будущих исследований по этой теме.
Это проницательное и хорошо выполненное исследование стимулирует междисциплинарные дискуссии и, что наиболее важно, основано на практическом компоненте.