Cлова известного российского журналиста и медиатренера Юрия Звягинцева, вынесенные в заголовок статьи, послужили концептуальной идеей для онлайн-тренинга по экономической журналистике, который был проведен в рамках отдельного тематического поекта ЦПЖ. Тренинги были посвящены современным форматам, методикам и инструментам освещения в массмедиа экономической проблематики. В работе тренинга приняли участие тренеры ЦПЖ, преподаватели факультетов и отделений журналистики ВУЗов республики.
Экономика современного Узбекистана оценивается международными экспертами как динамично развивающаяся. Многое делается для улучшения привлекательности инвестиционного и делового климата в стране, для увеличения объемов экспорта, для создании рыночной инфраструктуры и формирования класса предпринимателей. И потому сегодня важно не только оперативное и компетентное информирование всех участников рыночных преобразований, но и повышение экономической грамотности всего населения. А для этого необходимы навыки и умения представлять экономическую информацию грамотно, интересно и с использованием современных мультимедийных технологий.
– В условиях кризиса особо растёт спрос на материалы по экономической тематике. «Простая» аудитория хочет читать о сложных экономических темах, – говорит медиатренер Юрий Звягинцев. – А потому сегодня востребованы принципы разъяснительной журналистики, качественное структурирование лонгридов и shortов (т.е. новостей и других кратких материалов). Причем все это необходимо изложить на релевантном, т.е. понятном, соответствующем для аудитории языке и терминологии, а также с учетом её запроса на фактчекинг и визуализацию.
Так, в ходе первого дня тренинга участникам были разъяснены миссия, принципы экономической журналистики и медиатренды на ближайшие 3 года. В ходе второго занятия были рассмотрены сущность наиболее востребованных в мировой экономической прессе форматов представления информации- структурированных новостей, карточек-разборов, «мнения эксперта» и сторителлинга. На третьем занятии участники осваивали актульные форматы, инструменты инфографики и топ-пять онлайн-сервисов под любые типы задач. И, наконец, четверый день был посвящен планированию и монтажу контент-проекта на экономическую тематику для интернет-СМИ.
– Мне особенно понравилось то, что после каждого занятия тренинга мы выполняли домашнее практическое задание, – говорит участник тренинга из Нукуса Хурмет Атаджанов, – Каждый из нас самостоятельно подготовил структурированную новость, ёмко и кратко рассказал на одном слайде о том, как изменился уровень жизни в нашей стране. Каждый подготовил инфографику о бюджете. Это позволило нам изнутри понять суть новшеств в экономической журналистике. Это даст возможность мне на каракалпакском языке объяснять моим студентам, а может и профессиональным журналистам в рамках будущих семинаров- тренингов современные механизмы и технологии экономической журналистики.
– Мне до сих пор казалось, что экономическая информация – это что-то слишком сложное, трудное, требующее много усилий. Тренинг изменил моё представление об экономической журналистике, в целом. Ныне важно, оказывается, объяснять сложные вещи на понятном языке, – отмечает еще одна участница из Нукуса, профессор филологии Злиха Оразимбетова.
-Благодарю тренера за подробный анализ контента про Арал и за пошаговую раскадровку с визуализацией контента, – говорит медиатренер ЦПЖ Мухайё Саидова. – Экономическая тема очень важна, но не все умеют правильно визуализировать данные. И потому считаю, что такие тренинги для журналистов, да и для блогеров, должны проводиться чаще.
Я.Маматова, проф. факультета журналистики НУУз, д.ф.н